
Наксу из «Безумного Макса» нужно больше улыбаться, чтобы его запомнили. И тогда его ждут Вальгалла, аква-кола и чибургеры.
30 участникам, 11 из которых мужчины, были представлены 64 незнакомых лица – улыбающихся или напуганных – в контексте радостных сцен (например, на вечеринке) и тревожных (автокатастрофа). От испытуемых требовалось сказать, соответствует ли контекст выражаемой лицом эмоции. После этого проводился тест на память. Различные лица – как уже показанные, так и новые – появлялись на экране на черном фоне, и участникам нужно было сообщить, видели ли они их раньше или нет. После каждого из лиц демонстрировались три однотипные сцены (например, три вечеринки), и требовалось выбрать, в какой из них то или иное лицо прежде участвовало.
Вот и выяснилось, что прежде виденные счастливые лица вспоминались лучше, чем испуганные, но только если их показывали в контексте радостного события. Память же на испуганные лица вообще не зависела от контекста. Психологи считают, что комбинация счастливого лица и радостной сцены оказывает усиливающий эффект на лицевую память (возможно, впрочем, что это испуганные лица ослабляют память, но для уточнения этого нужно было изучить также влияние нейтральных лиц в качестве контроля, чего сделано не было). Кроме того, они пишут об «объединяющем эффекте» счастливых лиц – они хорошо связываются с контекстом: участники лучше вспоминали сцены, в которых видели счастливые лица, вне зависимости от того, радостная это была сцена или печальная.
Все это неплохо согласуется с результатами другого исследования, где испытуемые лучше запоминали имена лиц, излучающих счастье, нежели покерфейс. Улыбка на лице – залог того, что вас не только не назовут Феклой, в то время как вы Модест, но и вспомнят, где вас видели и чем вы там занимались. Хотите запомниться – улыбайтесь. А вот конспирироваться лучше без улыбки.
По материалам: BPS Research Digest
Научная статья: Acta Psychologica (Righi et al., 2015)