batrachospermum (batrachospermum) wrote,
batrachospermum
batrachospermum

Category:

Водители недооценивают дистанции на дорогах

Всякий любитель холмов знает, что они могут выглядеть круче, если в руках что-то тяжелое. Расстояние до какого-либо адреса кажется небольшим, если под рукой вертолет. Восприятие вещей зависит от нашей способности их преодолеть. Психологи из Трирского университета (Германия) решили проверить, как нахождение в автомобиле влияет на восприятие человеком дистанций.

В исследовании приняли участие 45 человек (28 женщин) от 19 до 54 лет. Кого-то из них усадили в «Форд Эскорт», других – на стул, третьих – тоже на стул, только перед ним был установлен стол с пластиковым стеклом, чтобы испытуемый смотрел через него, как через ветровое стекло автомобиля. Перед участниками на разных расстояниях (4, 8, 12, 16, 20 м) ставили дорожные конусы, а рядом с ними находился ассистент с еще двумя конусами в руках. Участники должны были устно управлять им, чтобы он поставил конусы по бокам от уже установленного, причем расстояние между ними должно было быть равным расстоянию от участника до стационарного конуса.



И что же? Все испытуемые недооценили нужную дистанцию: расстояние между управляемыми ими конусами оказалось меньше расстояния до стационарного конуса. Но это известный психологический феномен. Новостью же стало то, что сидящие в машине недооценивали дистанцию значительно больше остальных – примерно на 40% применительно ко всем оцениваемым дистанциям. Сидящие на стульях недооценивали разные дистанции на 15 – 30%, причем тем больше, чем дальше стоял конус. Еще пуще стали ошибаться «автовладельцы», когда эксперимент повторили после того, как они несколько минут покатались на машине, в которой сидели. Напротив, у «стуловладельцев» недооценка дистанций не претерпела изменений после того, как они такое же время ходили по кругу.

Психологи предлагают два объяснения полученным результатам. Первое: в автомобиле человек ощущает более высокий потенциал к действию – тот самый случай, когда расстояние кажется меньше, если ты обладаешь транспортным средством, позволяющим быстрее передвигаться. Второе: автомобиль интегрируется в «схему тела» – конструируемое мозгом представление о том, докуда простираются границы тела, которым можно управлять, – и оцениваемое расстояние до конуса отсчитывается не от себя, а от переднего края автомобиля. Чтобы определить ведущий фактор, требуются дополнительные исследования с автомобилями разных размеров и мощности.

С одной стороны, данное явление может оказать водителю услугу – например, он раньше затормозит, завидев сумасшедшего пешехода, так как расстояние до него покажется меньше, чем есть на самом деле. С другой стороны, часто возникает соблазн успеть проскочить перекресток, пока горит желтый свет, и тут можно недооценить расстояние до перекрестка и, дав по газам, примчаться к нему, когда уже горит красный, и влететь на полной скорости в доверчивых пешеходов или вписаться в поперечный автотрафик. Вероятно, у автомобилистов, пешеходов, велосипедистов и прочих участников дорожного движения разное восприятие расстояний, и это может объяснить, почему случаются аварии. Так что лучше всем сидеть на стуле и никуда не высовываться.

По материалам: BPS Digest
Научная статья: Psychonomic Bulletin & Review (Moeller et al., 2015)
Tags: психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments