batrachospermum (batrachospermum) wrote,
batrachospermum
batrachospermum

Categories:

HOMO SCIENCE № 2: Рекорды древней живописи

Наш главный редактор продолжает вести антропологическую колонку-орден Homo science и сегодня расскажет вам, иноки от науки, о самых древних художниках Европы.

villy_kovelli, магистр антропологии:

Достопочтенные послушники, недавно поднялась очередная волна разговоров о том, какими умелыми живописцами были неандертальцы. В июне в журнале Science опубликовали статью (Pike et al., 2012), в которой авторы не исключают, что самым первым художником мог быть неандерталец.

Вообще говоря, статья о том, как ученые применили нестандартную методику датирования наскальных рисунков. Они изучили т. н. кальцитовую патину, которая образовалась поверх рисунков в результате стекания воды по стенкам пещер. В этой воде, помимо всего прочего, содержится радиоактивный уран, который со временем магическим образом превращается в торий, так что по соотношению урана и тория можно вычислить время формирования кальцитового слоя, и это будет минимальный возраст рисунков. В некоторых случаях натеки были уже до художеств – они послужили индикатором максимального возраста рисунков.
Таким образом, ученым удалось датировать изображения из 11 пещер на северо-западе Испании, и в одной из них – Эль-Кастильо – была получена удивительная цифра 40,8 тыс. лет! Согласно авторам, это самый древний рисунок на территории Европы – предыдущий рекорд более-менее удерживала французская пещера Шове, самые оптимистичные оценки для которой на данный момент составляют 35,3–38,8 тыс. лет.

Впрочем, недавно сообщили, что у «вульвы», выгравированной на бывшем потолке пещеры Абри-Кастане (Франция), возраст примерно такой же – 36–37 тыс. лет (White et al., 2012), что может быть как моложе Шове, так и старше.
Новый метод выявил и других вероятных ровесников рисунков из Шове. Так, булавовидным символам из известной испанской пещеры Альтамира оказалось 35,6 тыс. лет – гораздо древнее, чем думали раньше. Примерно 35–37 тыс. лет и антропоморфной фигуре из пещеры Тито-Бустильо. У красного диска на стене пещеры Эль-Кастильо («Галерея дисков») возраст 34–36 тыс. лет (округлено до целых, истинный диапазон уже).


«Галерея дисков» (Galería de los Discos) в Эль-Кастильо, 34–36 тыс. лет

В той же пещере Эль-Кастильо есть и другая галерея – «Панель рук». Тут встречаются отпечатки ладоней в охре, наиболее «пожилому» из которых – минимум 37,3 тыс. лет.
А вот древнейший рисунок представляет собой невнятный кружочек под одной из ладоней – вот он, смещен немного вправо и вниз относительно центра фотографии:


«Панель рук» (Panel de las Manos) в Эль-Кастильо. Самая древняя минимальная датировка – у красного кружочка (40,8 тыс. лет). Источник: Компьюлента

Знакомьтесь, это творчество неандертальца! Этого не исключает Алистер Пайк, ведущий автор работы. А учитывая, что ладони располагаются в общем-то на одной стене с кружком, можно предположить, что вся галерея была создана примерно в одно время – великими неандертальскими художниками.
Чтобы сказать наверняка, кто автор, нужно больше датировать, считает Пайк. Если удастся найти картины, написанные до прихода Homo sapiens в Европу – это произошло, как полагает ученый, 42 тыс. лет назад, – то никаких сомнений в неандертальском гении не останется.

Потенциальный рекордсмен

Что же, поспешим поздравить Пайка, потому что такие произведения искусства уже найдены! Не далее как в феврале этого года поступило сообщение об открытии в пещере Нерха (тоже испанской) занимательной настенной иллюстрации, которую оценили в 42,3–43,5 тыс. лет! Тогда тоже некоторые воскликнули,мол, ой, да это же работа неандертальца – в частности, на этом настаивает Хосе Луис Санчидриан из Университета Кордовы (Испания), руководитель группы, изучающей находку, – он называет ее «академической бомбой». Ну что же, отойдем подальше, пока не взорвалась, и посмотрим собственно на рисунок:



Это потрясающий образчик палеолитического искусства, особенно в сравнении с примитивным красным кружочком из Эль-Кастильо. Как думаете, что здесь изображено?
Санчидриан полагает, что это тюлени, которыми хотели полакомиться авторы. Ну, не слизать со стены пещеры, конечно, а просто есть же такая гипотеза, что древние рисовали животных, чтобы духи помогли им добыть их на охоте. Вот и неандертальцы, возжелав перекусить тюленем, «нарисовали мечту» на стене пещеры. Посмотрите, как они милуются мордочками, не подозревая о копьях, уже нацеленных на них охотниками.
Только вот что-то не видел я тюленя, так щедро испещренного полосками, в природе. В Испании таких точно не водилось никогда. К тому же не любили неандертальцы море, сообщает Станислав Дробышевский («Антропогенез. ру»), и, значит, от морепродуктов открещивались, а тюлень – очень даже морепродукт.

Выходит, если принять гипотезу, что данная живопись была намалевана рукой неандертальца, придется признать, что здесь изображены вовсе не тюлени, а… ДНК! А что здесь удивительного: если неандертальцы были одарены художественно, то и в научных областях они, несомненно, делали успехи. Не будем забывать, что мозг у них был в среднем крупнее нашего.
Вдохновившись этой идеей, я, драгоценные братья, написал письмо Джеймсу Уотсону, который вместе с Фрэнсисом Криком 60 лет назад открыл двуспиральную структуру ДНК, а 50 лет назад разделил с ним Нобелевскую премию. Я хотел узнать, не был ли он или Крик в Испании в студенческие годы и не забрел ли случайно в пещеру Нерха, украв оттуда немного неандертальских знаний. А если нет, то не будет ли он любезен сделать анализ своей горячо любимой ДНК с целью определить, не является ли он сам неандертальцем, ну или носителем неандертальских генов, ответственных за гениальные идеи о строении ДНК, внезапно проснувшихся в нем и обуявших им в начале 60-х. Но, как говорится в таких случаях, «и тишина была ему ответом» – никакого ответа я не получил: то ли ему не понравился нахальный тон моего письма, то ли не понял, что я ему пытался сказать с помощью вырезанных из журналов буковок. В общем, шантаж не удался. Но ничего, я еще найду способ вывести старика на чистую воду!..

Единственное, что пока останавливает от того, чтобы назвать рисунок в Нерхе древнейшей в Европе живописью, кому бы она ни принадлежала, это отсутствие датировки пигмента, которым он был выполнен. Указанные даты определены для кусочков древесного угля, найденных поблизости, но не факт, что они синхронны с самим рисунком. Поэтому подождем выхода официальной статьи по этой находке, тогда и узнаем, достойны ли неандертальцы нобелевки.

Неожиданный претендент

Напоследок, дорогие эпигоны, я припас для вас неожиданный сюрприз, поскольку мне известно, когда и где были сделаны самые древние европейские наскальные изображения, и это вовсе не Испания!
Название Фумане знакомо палеоантропологам давно: первые раскопки в этой пещере близ Вероны на севере Италии проводились почти полвека назад, а в 90-е годы тут обнаружили многочисленные следы пребывания неандертальцев. Внезапно в 1999 году здесь раскопали фрагменты обвалившегося пещерного свода, на которых были нарисованы первобытные каляки, среди них – спешащий вас обнять «шаман» в рогатой маске, неизвестный науке пятиног и длинношеее животное типа ласки.


Живопись из Фумане. Источник: Broglio et al., 2009 (via A Very Remote Period Indeed)

Как минимум последняя (фрагмент I) была найдена в слое A2 (ранний ориньяк), ранее датированном 32–36,5 тыс. лет (радиоуглеродным методом по органическим останкам), что уже в 2000 году, когда ученые поделились открытием с миром, поставило находку в ряд самых древних произведений живописи, может, даже древнее Шове.
Остальные фрагменты с рисунками не были ассоциированы с данным слоем, но есть мнение, что их стоит к нему привязать, поскольку анализ охры, которой сделаны эти рисунки, и той, что в обильных количествах содержится в слое А2, показал, что это одна и та же охра. Об этом было доложено в журнале L'Anthropologie (Broglio et al., 2009), и там же уточняются датировки слоя, выполненные более тщательно по древесным углям, – примерно 35,5 тыс. лет.

Казалось бы, ничего нового, однако обратим внимание на одно замечание, высказанное авторами, – оно касается такого интересного аспекта, как калибровка дат. Необходимость проводить ее объясняется тем, что содержание в атмосфере радиоактивного изотопа углерода менялось со временем. Сделать поправку помогают калибровочные кривые, созданные на основе радиоуглеродных датировок образцов, чей возраст известен благодаря какому-то иному методу, и получившейся разницы между возрастами.
Так вот, если сделать такую поправку для слоя A2, его реальный возраст оказывается равным 40,5–43,25 тыс. лет, «41 тыс. лет – статистически более вероятный», пишут ученые! Однако цифру эту они почему-то постеснялись вынести в краткое резюме, оставив там некалиброванные 35,5 тыс. лет, а ко всему прочему сама статья вышла во французском журнале, а значит, на французском языке, который не знает ни одна живая душа, – неудивительно, что никто ее целиком не читал (разве что он)!

Узнай об этом мистер Пайк, он вряд ли бы поставил лайк. Какая-то подозрительная зверюшка, оказывается, претендует на большую древность, чем его высокохудожественное пятнышко! Да еще и результаты были получены за несколько лет до его грандиозной статьи!
И самое обидное – что он не смог бы проверить итальянскую датировку, применив свой торий-урановый метод, – а ведь образцы из Фумане изначально были покрыты кальцитовым натеком! Но он, к несчастью, мешал рассмотреть рисунки (хотя сыграл важную роль для их сохранности), и археологи его аккуратно, но безвозвратно удалили…

Портит малину и убежденность итальянских исследователей в том, что слой А2 – вотчина Homo sapiens, которые «исповедовали» раннюю ориньякскую культуру (протоориньяк). Так что в принципе можно понять скромность ученых: цифры больше 40 тыс. лет во времена, когда еще активно не калибровали, выглядели бы слишком крутым вызовом имеющейся антропологической летописи, в которой самому первому сапиенсу Европы – в 2009 году им являлся обладатель нижней челюсти из Пештера-ку-Оасе (Румыния) – было в лучшем случае 36 тыс. лет (обновленная датировка – 41–42 тыс. лет).
Последние же данные по времени прихода в Европу Homo sapiens43–45 тыс. лет назад – в прошлом году антропологи признали сапиентными зубы из пещеры Кавалло (Италия), а заодно и удревнили их (о чем я тоже вам тогда вещал).
А это означает что? Что и в Фумане, и в Эль-Кастильо, и в Нерхе, вероятнее всего, рисовали не неандертальцы, а представители нашего с вами вида приматов! Как бы ни пищал от возмущения Санчидриан, а Пайк ему ни вторил.

Подводя итог, вот что мы имеем. За право называться родиной самого древнего наскального рисунка в настоящий момент борются Испания (Эль-Кастильо, 40,8–42 тыс. лет) и Италия (Фумане, 40,5–43,25 тыс. лет), но преимущество на стороне Италии. Забьет ли Испания решающий гол, подтвердив датировку 42,3–43,5 тыс. лет в пещере Нерха, – наверное, скоро узнаем.


Эти люди болеют за живопись
Tags: антропология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments