batrachospermum (batrachospermum) wrote,
batrachospermum
batrachospermum

Categories:

Батрахоспермум № 2(42) - Волоокий!

77.99 КБ

В нашем всеми любимом учебнике Der Giftpilz («Ядовитый гриб», 1938 г.), который был выпущен апологетом расизма Юлиусом Штрайхером, снискавшим нюрнбергской петли, детей учат распознавать еврея: «Глаза его отличаются от наших (истинно арийских. – Прим. villy_kovelli) – веки у них тяжелые, взгляд подозрительный и пронизывающий, сразу видно лживого человека» (взято из Букника). 
«Внешний край века приспущен, образует как бы начало шор, готовых задвинуться... Симбиоз хитринки и изгойства...» – вторит фашистскому учебнику персонаж повести Л. Нетребо «Шахристан», описывая семитский глаз.
Латентный редактор Батрахоспермума и знаток всего иудейского nik_zell не удержался и выдал свою диагностику внешности семитов: «Я бы назвал их «кбогуглазыми», т.е. с глазами, обращенными к Ягве – большими, выпуклыми и темными, как у вола».

Любопытную деталь подметил Nik Zell. В отношении семитов, действительно, довольно часто используют эпитет «волоокие». Справедливости ради отметим, что не только у них можно нащупать этот странный признак – волоокость. Точно так же как эпикантус встречается не только у монголоидов. И часто волоокость необязательно подразумевает темноглазие – голубоглазый ариец порой бывает настолько волооким, что хочется дать ему сена пожевать.

Да, феномен волоокости противоречив и неоднозначен. Нельзя точно понять, позитивную или негативную нагрузку он в себе несет. Осознание того, что за этим красивым словом кроются воловьи глаза, приносит в феномен определенные семантические нотки.
Ведь кто такой вол? Это, извините, кастрированный символ 2009 года – бык! Разве можно принять этот факт с позитивным настроем? Вам бы понравилось, если бы вас кастрировали, дорогие читатели?* 

А вот Владимир Даль в своем словаре обвинял волов в бесстыдстве и пучеглазии, а людей, уподобляющих себя волам в умении пялить глаза, называл волыглазами. «Замашка воловья, глядеть исподлобья», – заявлял рифмач В. Даль, вглядываясь в даль. 
За что так ненавидел волов великий русский лексикограф, остается загадкой. Возможно, он, как истинный ариец, считал охолощенных животных второсортными…

Для волов это, конечно, жуткий стресс, взгляд у них истомленный, а веко верхнее приспущено – вовсе, заметим, не от «хитринки» или «бесстыдства», а оттого, что хиреют волы после тяжелого трудобудня! «Вола в гости зовут не мед пить, а воду возить», – говаривал В. Даль, хлестая тягловую скотину плетью по крупу.

Эти обстоятельства, бесспорно, накладывают свой отпечаток на наше восприятие выражения «воловьи глаза». Мудрые лингвисты относят его к «фразеологизмам с отрицательной коннотацией» – то есть, употребляя его при описании внешности, мы, по сути, впрягаем волоокого субъекта в воловье ярмо и апеллируем к его негативным чертам.

Другое дело само слово «волоокий». Им оперировал еще Н.И. Гнедич, переведший в начале XIX века гомеровскую «Илиаду» на русский язык, – помните: «К Зевсу воскликнула вновь волоокая Гера богиня…»? 
Даль, в силу его натурального животного шовинизма, вероятно, подвергал сомнению существование столь «высокоштильного» слова, позитивным образом характеризующего ущербного телка, поэтому в свой труд Даль его не вписал. 
Однако когда далевская харизма сошла на нет и русский народ узнал, что кроме «Толкового словаря живого великорусского языка» есть и другие книги, репутация волов резко пошла вверх, на них перестали смотреть как на рабское тягло и стали проявлять хоть немного уважения к этим трудолюбивым и сильным скотам. 
В воловьих очах теперь усмотрели спокойствие и томность, и волоокость надолго засела в толковых и не очень словарях.
«Имеющий большие выразительные глаза», – так описывает волоокого субъекта Д.Н. Ушаков. «А еще спокойные и как бы подернутые дымкой!» – радостно подхватывает С.И. Ожегов. «С поволокой!» – уточняет Т.Ф. Ефремова для особо эрудированных.
Чуете положительную коннотацию?

Вместе с тем образ волоокой красавицы, так или иначе, несет в себе элементы неприятия, некую порочность. Редко встретишь позитивную волоокую тетку, куда больше волооких стерв, холодных барышень с интенсивным мыслительным процессом («вся в себе – глаза наружу»), направленным на поддержание в тонусе собственного эго. Они привлекательны, но их побаиваются. Частенько «волоокие красавицы» фигурируют в сценариях порнофильмов.
Стало быть, в связи с волоокостью возникает определенная связь внешности и характера: волоокие сучки обычно сексапильны и пригожи, а вот волоокость добросердечного человека воспринимается не как элемент красивой внешности, а как болезненная черта – результат повышенной секреции щитовидной железы, отчего лицо выглядит слегка базедовым…

Поэтому каждый человек вправе сам решать, хорошо быть волооким или плохо, красиво это или нет. Мы лишь попытались частично вскрыть проблематику волоокости. И хотим предложить читателям конкурс на лучшую волоокость! Присылайте нам ваши заявки с фотографиями! Наиболее фотогеничный и наименее уродский волоокий человек станет лицом альтернативной обложки для этого номера!

* Уважаемые читатели Батрахоспермума!
Ваш любимый журнал объявляет набор волонтеров, готовых подвергнуть себя бесплатной кастрации! Цель эксперимента – изучение изменений в физическом и психоэмоциональном состоянии подопытных. О результатах мы обязательно расскажем в одном из номеров.
 


Фрустраница к Батрахоспермуму № 2(42): Гуанагава! by villy_kovelli 

«Опять принесут какое-нибудь вонючее пойло», – думал я, заказав сок какого-то «гуано» (в меню неразборчиво написано) во вьетнамском ресторане в Берлине. В итоге мы со спутницей решили, что название фрукта – гуанагава, к тому же весьма туго понимающая по-европейски официантка-азиатка с энтузиазмом кивала, когда я четко проговаривал: «Гу-а-на-га-ва», – и клялась принести этот сок, лишь бы мы убрали от ее лица пистолет.
Гуанагава!

Tags: лингвистика
Subscribe

  • Насколько вероятно «хайли-лайкли»?

    «Любопытно, что мужчины и женщины немножко по-разному интерпретируют некоторые слова и словосочетания с разными оттенками…

  • Мбуки-мвуки и гигил

    В «Журнале позитивной психологии» опубликована статья Тима Ломаса из Университета Восточного Лондона (Великобритания), в которой он…

  • Ловкая пауза

    Когда моя реплика смолкает и наступает твой черед говорить, есть 200 миллисекунд зудящей тишины. И эта пауза почти универсальна для человеческих…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments