batrachospermum (batrachospermum) wrote,
batrachospermum
batrachospermum

Метафоризация реальности

Часто ли вы используете в своей речи метафоры, поговорки, вообще устойчивые выражения? А как часто вы задумываетесь над первоначальным значением сказанного? Вероятнее всего, не часто и не много. А ваше подсознание уделяет иносказаниям куда больше внимания, и вот тому три примера.

Текст: Светлана Ястребова

Я умываю руки

Удивительно, но эта фраза, восходящая к библейскому Понтию Пилату, в нашем вполне атеистическом обществе вовсе не пустой звук: ученые, опубликовавшие работу в журнале Science, провели исследование, участников которого просили заполнить пропуски в словах (например, W**H, SH**ER, S**P), и выяснилось, что те испытуемые, которых предварительно просили вспомнить какой-либо недавно совершенный ими неэтичный поступок, чаще составляют слова, так или иначе связанные с темой очищения. Скажем, у них получалось WASH («мыть»), а не WISH («желать»), SHOWER («душ»), а не SHAKER («шейкер»), SOAP («мыло»), а не STEP («шаг»).

Желание тех, кто вспомнил о своем недавнем падении, как-то смыть с себя вину проявилась не только на (в) словах: при выборе небольшого подарка за участие в исследовании две трети людей из этой группы испытуемых выбрали влажные салфетки и только треть – карандаши. В экспериментальной группе, участников которой просили вспомнить о каком-либо поступке, который не противоречил морали, ситуация с выбором бонусов была прямо противоположной.

Омовение рук «работает» и в том случае, когда совершается заранее. Еще одно испытание в описываемой работе включало в себя предложение поучаствовать в исследовании одного студента, где добровольцы были нужны позарез. Те, кому перед этим предложением выдали антибактериальную салфетку, чтобы протереть руки, гораздо чаще позволяли себе бросить несчастного студента в беде, а помочь соглашались реже: 41% против 74% из тех, кто остался с грязными руками.

Теперь у вас есть повод задуматься, наблюдая человека, излишне следящего за чистотой собственного тела, – наверняка ему найдется что подчистить в собственных воспоминаниях...


Понтий Пилат умывает руки на картине Марты Митчелл

В более расширенном виде об этих тестах и «эффекте Макбет» (как известно, у шекспировской леди тоже были запятнаны руки и совесть) можно прочитать на «Мембране» (сентябрь 2006).
Также почитайте статью А. Маркова на «Элементах» (май 2010), в которой рассказывается об исследовании другой научной группы, также затрагивающем психометафорический аспект мытья рук.
Комментарий Villy Kovelli по поводу подарков, которые дарили испытуемым в этом эксперименте, плюс опрос читателей – в Контакте.


Теплое отношение

Мытье рук меняет наше отношение к собственным поступкам. Есть ли что-то столь же, казалось бы, незаметное и незначимое, что способно изменить наши чувства по отношению к окружающим?
Американские ученые в 2008 году выяснили: то, насколько тепло мы относимся к другим людям, может зависеть от того, насколько тепло в прямом смысле. Их статья тоже была опубликована в журнале Science (октябрь, 2008).

В эксперименте принял участие 41 студент, их пригласили подняться на лифте в лабораторию, где должно было проходить исследование. Перед лифтом испытуемого встречала ассистентка с папкой, книжками и чашкой кофе, она провожала его на 4-й этаж – ехала вместе с ним в лифте. В какой-то момент она под предлогом «записать ваше имя и время прибытия» просила участника подержать кофе – это был либо горячий кофе, либо охлажденный. Подъем на лифте занимал 10 – 15 секунд, и почти все это время чашки разной температуры находились у испытуемых в руках. Потом ассистентка, конечно, их забирала – уж очень она любит кофе попить!

Наверху участников ждало главное задание: описать характер мужчины по его фотографии; испытуемым сообщали лишь, что этот человек умен, умел, прилежен, целеустремлен и практичен. И вот тут свою роль сыграли чашки с метафорами: те, кому перед заданием всучили горячий кофе, считали, что субъект обладает более «теплыми» чертами характера (например, им он показался более добродушным и щедрым) в сравнении с оценками индивидов, получивших холодный кофе.
Однако разница в описании не затронула те черты, которые «не измеряются» по шкале температур, например говорливость и внешнюю привлекательность. Это позволяет утверждать, что температура чашки повлияла только на оценки характеристик «межличностного тепла», то есть дело тут именно в метафорах.


Холодное мороженое для теплого друга

Во втором испытании ассистентка-кофеманка была исключена, ведь она тоже могла по-разному влиять на испытуемых, будучи «согретой» или «охлажденной». На этот раз 53 участникам давали самим, без всяких посредников, вскрыть упаковку с теплой или холодной терапевтической подушечкой-грелкой – якобы нужно было оценить ее эффективность. После этого людям в благодарность за участие предлагали награду: одним предложили выбрать между напитком для себя и подарочным сертификатом на мороженое для друга, другим – между сертификатом на мороженое для себя и напитком для друга.
Так вот большинство (75%) из тех, кому досталась охлажденная грелка, брали бонус для себя любимого, видать, с большей прохладцей вспоминая о друзьях. Ну а «погревшиеся» участники чаще (54%) были готовы поделиться наградой с друзьями. Причем независимо от типа подарка.

Таким результатам есть нейробиологическое обоснование: те участки мозга, которые реагируют на тепло, часто возбуждаются и в случае, если человек ощущает психологический эквивалент этого ощущения.

Кстати, незадолго до той публикации, в сентябре 2008 года, в журнале Psychological Science вышла статья других ученых, которые установили связь между субъективными переживаниями и ощутимой температурой среды. Так, люди, чувствующие или вспоминающие о прохладном отношении к себе со стороны других, склонны давать более низкие оценки температуре воздуха или кушать более теплые блюда, чем те, с кем дружат. Подробнее можно почитать на «Мембране».


Нам с тобой по пути

Подсознательное влияние метафор на людей может быть очень долгим, куда дольше, чем в примерах с теплыми предметами и мытьем рук. В недавней статье психологов из Гонконга в Journal of Experimental Social Psychology показано наличие зависимости между семейным счастьем супружеских пар и направлением, в котором они ездят на работу.


Вместе весело шагать на работу

В онлайн-исследовании учитывали мнение 280 женатых и замужних граждан США, а в уличном опросе поучаствовали 139 жителей Гонконга, состоящих в браке. В эксперименте участвовали только те, чьи партнеры ездили на службу, а безработные или работающие на дому не опрашивались.
Респондентам было сказано, что цель исследования – определить условия жизни супружеских пар. Задавались вопросы о том, как и куда отвечающий и его/ее супруг(а) ездят на работу, а также о том, насколько они счастливы в браке.
Обнаружилась достаточно четкая положительная корреляция (0,2 для США и 0,35 для Гонконга) между направлениями перемещений партнеров на службу и их удовлетворенностью совместной жизнью. Связь сохранялась и при учете таких факторов, как длительность брака, пол респондента, время поездки на работу, различия в доходах и т.д. Однако, как считают сами психологи, тут может быть еще много неучтенных моментов. Например, вполне может статься, что супругам, работающим в одном районе города, проще встретиться вечером и сходить в кафе, чем тем, кто вынужден ездить на службу на разные концы города.

Тем не менее исследования с участием студентов показали, что и для незнакомых между собой людей важно направление перемещения. Юношей и девушек, прежде не видевших друг друга, разбивали на случайные пары. В таких парах испытуемые оценивали друг друга более доброжелательно, если для выполнения задания (направиться в комнату и готовиться там к занятиям по какой-либо дисциплине) им требовалось пойти в одном и том же направлении, даже если их пути не пересекались.
По мнению исследователей, совпадение направлений краткосрочного целенаправленного поведения (пойти куда-то, чтобы там работать или учиться) подсознательно ассоциируется с обобщенными представлениями, например, о жизненных целях, т.е. метафорически.

Как написал Антуан де Сент-Экзюпери в книге «Планета людей» (а ученые процитировали в своей статье), «любить – это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть вместе в одном направлении».

По материалам: BPS Research Digest
Tags: психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments