Olindias formosa на стадии медузы. Диаметр может достигать 15 см. Это красивая, но довольно опасная штука. Фото: T. Trinko
Неудивительно, что эти медузы стали неотъемлемой частью психоделической экспозиции The Jellies Experience в Аквариуме залива Монтерей (Калифорния, США) – там целый зал посвящен исключительно медузам, которые флуоресцируют в синем освещении под соответствующий саундтрек. Не будь этого галлюциногенного антуража, неизвестно когда разрешилась бы самая большая научная загадка O. formosa: никто до сих пор не видел их на стадии полипа и не знал, как замыкается их жизненный цикл.
С 2002 года, когда медуз привезли сюда из Японии, ученые безуспешно пытались понять, что происходит до того, как уже готовые взрослые формы отправляются в свой «психоделик-трип». Максимум, чего удалось добиться, – воздействием стресса инициировать половой процесс in vitro и получить несколько нежизнеспособных личинок. Однако во время подготовки к открытию экспозиции в 2012 году на проволочках сетки, которая отделяет «жилой отсек» аквариума ото дна с детритом, вдруг были замечены малюсенькие полипы. Кроме того, рядом плавали крохотные юные медузки. Так же как и взрослые медузы, детеныши флуоресцируют в синем освещении – иначе эту мелюзгу заметить просто невозможно.

Полип O. formosa на прутике металлической сетки.
Полипы прикреплены к твердой поверхности и водят своим единственным, но очень длинным щупальцем в поисках пищи. Иногда они сидят одиноко, иногда целой ребячьей гурьбой. Сколько длится эта стадия, пока неизвестно. В какой-то момент они отпочковывают маленькую медузу 2 – 3 мм в диаметре, с флуоресцирующими пятнами:

Общая для всех стадий O. formosa способность светиться может пригодиться исследователям для обнаружения очагов размножения. Как правило, вспышки численности этих медуз непредсказуемы, а они довольно опасны и могут вызвать ожоги у купальщиков, а один раз «цветочная шляпка» даже убила человека. Наверно, ей приглючилось, что он рыбка.
По материалам: MBARI, Deep Sea News, Live Science
Копия поста: ВКонтакте