Колония внутрипорошицевых ребят Barentsia conferta. Фото: Jackie Sones
Скажем вам больше, анальное отверстие внутрипорошицевых расположено прямо возле ротового, хотите – ешьте, хотите – нет! Оба находятся на т.н. чашечке в окружении венчика щупалец, которые своими слизистыми ресничками загоняют в алчущий рот воду с частицами пищи. Порошица со ртом как бы оказываются внутри «заборчика» из щупалец – отсюда и название этого типа животных: внутрипорошицевые (Entoprocta). Также их называют камптозоями (Kamptozoa), «сгибающимися» – вероятно, из-за их способности сгибаться в стебельке, которым одиночные представители крепятся к субстрату, а колониальные – к общему стелющемуся стволу, именуемому столоном. Одиночные (отряд Solitaria) предпочитают селиться в ассоциации с другими животными, особенно если те в процессе жизнедеятельности создают возле себя водные токи, – например, на губках, мшанках или в трубочках морских червей. Колониальные (отряд Coloniales) живут на камнях, раковинах, водных растениях и других относительно твердых предметах, хоть на вашей ноге, если вы ее оставите на сублиторали.
Pedicellina cernua, колониальные камптозои. Фото: Marco Faasse
За исключением двух пресноводных видов камптозои в большинстве своем обитают в морях на глубине до 50 метров, но встречаются и глубоководные виды. До недавнего времени рекордсменом считался колониальный камптозой Barentsia gracilis, найденный на глубине 4130 метров в Бискайском заливе.
Но вот из района Курило-Камчатского желоба поступили новости: с глубины 5222 метра подняли одиночное внутрипорошицевое создание и срочно доставили в Московский государственный университет на опознание. Оказалось, что это новый для науки вид, который зоолог Анастасия Борисанова вместе с коллегами назвали Loxosomella profundorum. Ранее одиночных камптозоев, которых насчитывается около 150 видов, глубже 700 метров не встречали. Все родственники L. profundorum с северо-запада Тихого океана живут на мелководье.
Loxosomella profundorum – новый вид глубоководных одиночных внутрипорошицевых, найденный в Курило-Камчатском желобе. Скукожился, мученик, пока доставали и описывали. Фото: Borisanova et al., 2014.
Кроме того, он оказался самым крупным одиночным камптозоем – в длину существо достигает 4 мм. Среднестатистические внутрипорощицевые обычно всего 0,5 мм длиной, а вариация размеров – от 0,1 до 7 мм, самые крупные – это представители колониальных видов.
Что касается родственных связей внутрипорошицевых, то ближе всего они к мшанкам (тип Bryozoa) – водным колониальным животным, чей анус тоже недалеко ото рта расположен, однако вынесен за пределы венчика щупалец. Когда-то камптозои рассматривались внутри Bryozoa в качестве класса Entoprocta – в противовес Ectoprocta, собственно мшанкам. Но Анастасия Борисанова не поддерживает такую точку зрения. По ее мнению, камптозои и мшанки не очень похожи по морфологии, хотя иногда сближаются по молекулярным данным. Неплохо бы разобраться со связями внутри самих внутрипорошицевых – пока что очень мало видов отсеквенировано, по некоторым необычным семействам нет данных. Камптозои напрашиваются на тотальную ревизию.
Научная статья с описанием Loxosomella profundorum опубликована в издании Deep Sea Research Part II: Topical Studies in Oceanography (Borisanova et al., 2014).