batrachospermum (batrachospermum) wrote,
batrachospermum
batrachospermum

Category:

О человеческой иноходи

Для начала встаньте в позу бегущего человека. Нет, серьезно, прямо сейчас встаньте, а потом продолжите читать. Можно отметить детали вашей бегущей позы в нашем опросе ВКонтакте. Интересненько же.


На протяжении человеческой истории художники регулярно изображают бегущих людей неправильно.

Наверняка, многие из вас оказались «иноходцами»: впереди – нога и рука, расположенные на одной стороне тела. Интересно, что на протяжении истории искусства художники регулярно изображают бегущих людей именно так – примеры в иллюстрациях. Это неправильно, в реальности люди бегают, выставляя вперед руку и ногу с противоположных сторон тела. Конечно, встречаются отдельные товарищи, которые ходят и бегают «иноходью», например, у нас в редакции есть такой сотрудник – когда видишь, как он ходит, всегда чувствуешь, что что-то тут не так, хотя и не сразу понимаешь причину диссонанса. Но большинство людей конечности чередуют.

Слева: египетский бог Хонсу, 660 г. до н.э. В египетской живописи существовали определенные каноны, но это скульптура, и идет этот бог неправильно. Впрочем, дело божье.
Ниже: греческая ваза, 530 г. до н. э. Атлеты недалеко убегут таким способом.



Психолог Джулиан Мелтцофф так же, как и мы, просил испытуемых встать в бегущую позу, и только 14% сделали это правильно. Когда он предложил участникам схематичное изображение идущего человека, где они должны были указать правые и левые ноги и руки, только 17% приписали впереди расположенные ногу и руку разным сторонам тела. В своей новой работе Мелтцофф пытается понять, почему встать в правильную позу или идентифицировать ее на рисунке для нас оказывается столь проблематичным заданием.


Даже такие мэтры, как Донателло и Леонардо Да Винчи делали те же ошибки. На фрагменте кантории собора во Флоренции половина ангелов у Донателло бегут правильно, половина – нет.

Возможно, это связано с проприорецепцией – ощущением относительного положения своего тела и его частей в пространстве. Проприорецепция работает по нескольким векторам: есть информация о положении рук и ног, заложенная в мозге (благодаря ей люди, пережившие ампутацию, испытывают эффект фантомных конечностей – мозг по-прежнему считает, что они на месте), а есть информация, идущая в мозг от самих конечностей. В какой пропорции эти два потока соотносятся друг с другом при проприорецепции, точно не известно, но оба задействованы, когда приходится вставать в бегущую позу.


В руководстве по анатомии для художников «Теория человеческой фигуры» Питера Пауля Рубенса (1773) анатомия ходьбы передана неверно.

Извлечь из мозга информацию о положении той или иной руки или ноги во время бега или ходьбы не так-то просто, ведь она не закладывается туда в таком виде во время обучения. То, что вы много времени своей жизни потратили на какую-то физическую активность, не означает, что вы понимаете, как она происходит.


Не только западное искусство грешило ошибками. Вот известная картина «Ливень» японского художника XVIII века Китагавы Утамаро.

К тому же бежать и стоять в бегущей позе – это не одно и то же с точки зрения равновесия. Во время бега поддерживается динамическое равновесие: контралатеральная позиция рук и ног позволяет уравновесить многочисленные силы, действующие на ваше тело. В случае позирования мы имеем дело со статическим равновесием, и большую стабильность здесь может обеспечивать гомолатеральная позиция, а контралатеральность – это больше из разряда йоги.


Из современного руководства по рисованию двигающихся людишек.

По материалам: The Atlantic
Научная статья: Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts (Meltzoff, 2014)
Tags: антропология, искусство, психология, спорт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment