batrachospermum (batrachospermum) wrote,
batrachospermum
batrachospermum

Categories:
  • Music:

Батрахоспермум № 14(54) - Скрябинский!

  

[ВНИМАНИЕ: ТЕМНЫЙ ЮМОР. В данном номере Батрахоспермума содержатся суждения, которые могут быть восприняты как надругательства над светлой памятью великих людей, ими, однако, вовсе не являясь. Настоятельно рекомендуется не принимать их за оные. – villy_kovelli .]

У великих людей не бывает великих однофамильцев. Как правило, когда вам называют фамилию, вы всегда можете подобрать ассоциацию – знаменитое имя. Ежу понятно, кто такие Менделеев, Станиславский, Цветаева, Глинка, Иванов, Грибоедов, Раневская, Прутков, Суворов – и мыслей не возникнет, что речь идет о знаменитом почвоведе Константине Дмитриевиче Глинке (1867—1927), а не о композиторе Михаиле Ивановиче (1804—1857), потому что по-настоящему великий Глинка был один, и на вопрос, что принесло Глинке мировую известность, мы ответим, что это опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), а вовсе не кучка глинки.
Бывают и исключения – например, при слове «Даль» на ум могут прийти как советский актер Олег Даль, так и русский лексикограф и волоненавистник Владимир Иванович (см. Батрахоспермум № 2(42) - Волоокий!). Но они – дети разных эпох. Великие же однофамильцы-современники – это уже из области чудес или мистификаций. Этот номер Батрахоспермума призван разоблачить одну такую мистификацию, связанную с фамилией Скрябин.

Согласно нашей гипотезе, знаменитый композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин (1872—1915) и не менее знаменитый биолог-гельминтолог Константин Иванович Скрябин (1878—1972) – это один и тот же человек.

Биография А.Н. (К.И.) Скрябина (1872—1972) – это, по сути, история болезни, диссоциативного расстройства идентичности, предпосылками к которому, возможно, послужила ранняя смерть матери от туберкулеза – Саше тогда не было и годика. Отец его, дипломат при МИД, постоянно находился в отъезде и не уделял сыну достаточно времени, а воспитывали мальца тетка и бабка, что, как известно, тоже неблагоприятный фактор. 
Когда и каким образом из Саши Скрябина выщепилось его альтер-эго, доподлинно никому не известно. О детстве Константина мы знаем только от него самого, а это все равно что верить Мюнхгаузену. Родился он, пишет барон, 7 декабря 1878 г. в Петербурге в семье инженера-путейца по практически нарицательному для русских мужиков имени Иван. Достоверных данных о том, что из себя представлял юный Костя, нет – а был ли мальчик? Вероятно, его на самом деле никогда и не существовало. 
В отличие от него Саша бытием не манкировал, более того, вовсю проявлял свой музыкальный талант – он с пяти лет играл на фортепиано, поражая окружающих не только музыкальным слухом и памятью (мог подобрать на рояле музыку, услышанную лишь раз), но и усидчивостью: еще не зная нот, Саша проводил за роялем так много времени, что протирал педалями подошвы на обуви («Так и горят, так и горят подошвы», – сокрушалась тетушка и вызывала брандмейстеров). Осенью 1882 г. Саша принят во 2-й Московский кадетский корпус, где уже участвует в концертах, слывя между делом первым учеником, а с 1886 по 1892 г. его жизнь протекает в стенах давно желанной Московской консерватории – там вместе со своим однокашником Сергеем Рахманиновым Скрябин выбивается в лидеры, «звезды», и становится обладателем Малой золотой медали (Большую-то прибрал к рукам Рахманинов). 

К консерваторскому же периоду относится серьезная психическая травма у Александра: вопреки советам учителей переусердствовав в упражнениях, он «переиграл» правую руку. С большим трудом с помощью врачей ее навыки удалось восстановить, но былая виртуозность, несомненно, была утрачена, что, по сути, означало конец пианистической карьеры.
Вероятно, именно в это нелегкое время и появился Костя Скрябин – как душевный протест против внешних обстоятельств, препятствующих реализации Саши Скрябина. Возникновение новой идентичности, конечно, не означало поглощения ею прежней. Диссоциативное расстройство – это бомба замедленного действия, с чьим взведенным курком можно функционировать в течение многих лет. Были ли первые попытки Кости актуализироваться во внешнем мире активными? Вряд ли – о его юности опять же можно строить лишь догадки. До Юрьевского ветеринарного института, куда Константин Скрябин поступил в 1900 г., он, согласно собственным мемуарам, обучался в «реальном училище» – автор словно пытается убедить читателя (а прежде всего – себя) в существовании училища, в котором он по определению учиться не мог, поскольку на этот период приходится бурная деятельность Скрябина Александра! 
В 1894 г. он знакомится с музыкальным деятелем и меценатом (одним словом – продюсером) М. Беляевым, благодаря которому сочинения Скрябина начинают публиковаться, а его симфонические творения – звучать в программах Русских симфонических концертов. Вскоре известность Скрябина выходит за пределы Российской Империи, он начинает активно гастролировать по Европе. В 1897 г. он женится на талантливой пианистке Вере Исакович, через год появляется на свет дочка Римма, а осенью 1898 г., словно в благодарность за дочь, 26-летнего Александра Скрябина приглашают в Московскую консерваторию на должность профессора!

На протяжении всех этих лет в Александре вызревал Константин с его дюжим интересом к биологии (и это несмотря на успешность Скрябина-музыканта, которая, казалось бы, должна была препятствовать развитию альтер-эго). В новый век Скрябин вступал студентом и профессором одновременно. Как ему удавалось совмещать – одному Богу известно. Приходилось мотаться между Москвой, Петербургом, где он учил фортепианной игре благородных девиц в Екатерининском институте, и Юрьевом (ныне Тарту, Эстония), где изучал биологические дисциплины. Будущий академик, несомненно, знал, что такое батрахоспермум, и не гнушался читать одноименный журнал! Более того, он неоднократно консультировал Батрахоспермум по вопросам паразитов и гельминтов, ведь именно они интересовали Константина Скрябина больше всего.
Сумасшедший темп жизни, которым он был обязан регулярным диссоциативным фугам*, в конце концов стал напрягать Скрябина, и в 1902 г. он оставляет преподавательскую деятельность, чтобы отдаться творчеству – не только музыкальному, но и научному: к 1904 г. за Скрябиным числились три симфонии и атлас «Мускулатура собаки и лошади». 

* Диссоциативная фуга – болезнь, характеризующаяся внезапным, но целенаправленным переездом в другое место и избирательной амнезией.

В 1905 г. Александр «дает отставку» Константину, на шесть лет «ссылая» его в Туркестан (Среднюю Азию). Эти годы описаны Константином Скрябиным как время якобы работы ветеринарным врачом сначала в Чимкенте, а затем в Аулие-Ате (ныне Тараз, Казахстан). На самом же деле Скрябин в это время живет в Европе, дает концерты, завел себе новую, незаконную (Вера вероломно отказала Александру в разводе), жену – Татьяну Шлецер, родил новых детей, нахватал Глинкинских премий за всякие свои произведения – это время творческого расцвета композитора Скрябина.
Не подумайте, Константин все это время вовсе не дремал, о нет: записывая в порыве вдохновенья свои знаменитые партитуры, Скрябин периодически срывался на научные статьи, и четверть из них была посвящена гельминтам – он словно пытался постичь природу червей, что поселились в его голове, день за днем подтачивая его представления о том, кто он есть на самом деле.

Одолевать композитора ветеринар стал после 1910 г., когда умер его старший сын Лев** (от первой жены). Любопытно, что, когда в 1905 г. умерла Римма (старшая дочь), «побега» от тяжелой реальности в другую идентичность не произошло – наоборот, Александр пытается принять действительность и самого себя в ней, не давая Константину возможность проявлять себя пуще, чем того требовалось для написания статей. Смерть же сына нарушила пятилетнее равновесие идентичностей – Константин стал более активным. Похоже, он на самом деле отлучается в Казахстан, чтобы наловить червей-паразитов для будущей диссертации, в 1911 г. он был замечен уже в Петербурге на курсах повышения квалификации для ветеринаров, а в 1912-м его командируют на несколько лет в Европу, однако отсутствие каких-либо результатов этой командировки наталкивает на мысль, что Константина там и не было. Зато есть данные, что в эти годы Александр Скрябин живет в Москве, по-прежнему музицируя, концертируя и творя. Это порядком раздражало вновь давшего слабину Скрябина Константина, ибо не позволяло закончить диссертацию, поэтому он стал искать способы устранить конкурента… 

** Предположительно, Львом мальчика назвал любящий животных Константин, случайно оказавшийся в теле Александра в момент принятия решения о названии для ребенка в 1902 г. 

Удача улыбнулась Константину в апреле 1915 г., когда на скрябинской губе внезапно выскочил фурункул. Александр Скрябин, отличавшийся при всей своей субтильности завидным здоровьем, был мнительнейшим ипохондриком, при малейших симптомах впадавшим в состояние паники и уныния. Тогда, в поезде из Петербурга, где состоялся последний для Александра концерт, судьба свела музыканта и ветеринара в одной точке – на верхней губе их общего тела. «Что, гноится? – угрожающе спросил Александра Константин. – Фу, в этом прыще, должно быть, куча бактерий! И гельминтов!! А ведь пенициллин изобретут только через 30 лет!» Пока Константин стращал своего визави, бледность постепенно заливала его лицо, а рычаги управления скрябинскими телесами один за другим переходили во власть коварного альтер-эго...
Несколько дней спустя, когда Скрябин умирал от рожи в своей постели, лицо его было забинтовано, так что нельзя быть уверенным в том, что это был Скрябин, а не похожий по комплекции актер, завербованный настоящим Скрябиным – отныне и впредь Константином. Посмертную маску с умершего также не удалось снять, разве что с уха – сейчас этот слепок хранится в доме-музее А.Н. Скрябина в Москве.

В 1916 г. Константин Скрябин в Санкт-Петербурге блестяще защитил диссертацию, ставшую основой для всей его дальнейшей работы. 
К.И. Скрябин является основоположником отечественной гельминтологии, автором сотен научных работ, организовал больше 300 гельминтологических экспедиций по всему СССР, в результате которых описано свыше 500 новых видов паразитических червей, в том числе свыше 200 открыто лично Скрябиным.
На протяжении всей жизни Константин Скрябин день за днем вел дневники – 60 томов хранятся в архиве МГАВМиБ им. К.И. Скрябина. День за днем он скрупулезно фиксировал на бумаге свою жизнь в попытке подтвердить для себя собственную бытийность в этом мире.

#

Как вы понимаете, история эта – очередной вызов для Батрахоспермума, поборника правды и обличителя лжи. Мы вновь объявляем набор добровольцев! Наша задача – раскопать ночью могилы Александра и Константина Скрябиных на Новодевичьем кладбище, чтобы сделать разоблачительный анализ ДНК останков. О ночи «икс» будет объявлено дополнительно (все досрочные попытки эксгумации следует считать вандализмом, приписывание их редакции Батрахоспермума чревато встречными исками).


------------------------------------
Литература:

Биографии А.Н. Скрябина в Интернете:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Скрябин,_Александр_Николаевич 
http://mus-info.ru/composers/skryabin.shtml 
http://www.silverage.ru/music/skryabin_bio.html
Л.И. Дворецкий. Угасший огонь Прометея (о болезни и смерти А.Н.Скрябина) // Участковый терапевт № 5, 2008 (http://www.consilium-medicum.com/magazines/polik/terapevt/article/17987)

Биографии К.И. Скрябина в Интернете:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Скрябин,_Константин_Иванович 
http://www.bril2002.narod.ru/pat14.html 
С. Лесков. Сенсационный доклад академика Скрябина на собрании РАН о будущем биотехнологий // Известия науки, 2009 (http://www.inauka.ru/science/article89188/print.html


Фрустраница к Батрахоспермуму № 14(54): Питомба vs Питомба!
byvilly_kovelli 

«Дорогой мой кузен пуласан, кланяюсь твоим волосам и прошу у тебя совета. Объявилось тут одно фиолетовое чмо, похоже, оно что-то разнюхало и поднимает кипеш по поводу… ну, знаешь… нашей старой боли. Сам понимаешь, если все откроется, это может бросить тень на наш бизнес… Что бы ты сделал на моем месте? Целую твои волоса, твой кузен питомба».

Tags: личности
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment