batrachospermum (batrachospermum) wrote,
batrachospermum
batrachospermum

Category:

В музеях обостряется чувство прекрасного

Зачем ходить в музеи, если можно посмотреть все дома на компьютере за чаем с корицей? Зачем длиннющие очереди отстаивать, чтобы поглядеть на мазюльки Ван Гога? Нам, бездушным андроидам, этого не понять. Возможно, люди в музее получают больше наслаждения от произведений искусства, лучше их понимают и запоминают. По крайней мере таковы результаты нового исследования австрийских психологов.


Мазюлька Винсента Ван Гога «Закат в Монмажуре» (1888).

Студентам-психологам в количестве 137 штук было предложено познакомиться с 25 работами из экспозиции музея MUSA в Вене – картинами, фотографиями и коллажами на тему самопознания, сексуальности и красоты. Одни студенты сперва смотрели цифровые репродукции, а спустя неделю шли в музей и видели все воочию. Другие – наоборот, сначала в музее, а через неделю на компьютере. Третьих вообще не пустили в музей, и они оба раза довольствовались виртуальной выставкой. После каждого смотра, реального или виртуального, студентов просили поведать о своих впечатлениях.

Те, кому посчастливилось попасть в музей, оценили реальные произведения более высоко – они воспринимались как более возбуждающие, позитивные и интересные по сравнению с цифровыми копиями. Кто сначала сходил в музей и потом смотрел на экране, проставили компьютерным изображениям еще более низкие оценки, чем видевшие их до похода в музей, – будто музейные экспонаты задали планку, в сравнении с которой все копии кажутся тщедушными подобиями. В третьей группе виртуальная выставка оба раза получила более низкие оценки, чем музейная экспозиция, отсмотренная остальными участниками, но не такие низкие, как «тщедушные подобия» во второй группе.

Также психологи проверяли, как студенты запомнили экспонаты после первого ознакомления, этот тест проводили через неделю после первого просмотра, непосредственно перед вторым. Так вот посетившие музей справились с заданием лучше. Предположительно, помогло само пространство музея и расположение экспонатов в экспозиции – когда студенты вспоминали одну работу, то в памяти всплывали и соседние. То есть контекст очень важен, и это противоречит концепции формализма, согласно которой впечатления от произведения искусства не зависят от времени и места ознакомления с ним.

Многие музеи сами по себе произведения архитектурного искусства – при входе в них испытываешь священный трепет, чувства обостряются. Дизайн галерей также, несомненно, влияет на работу органа чувства прекрасного, подчеркивает прелести экспонатов. Хорошая запоминаемость и усиленные впечатления говорят о большом образовательном потенциале музеев, отмечают авторы, и это объясняет, почему люди предпочитают инвестировать свое время и деньги в музейный экспириенс, вместо того чтобы киснуть с чаем у компьютера.

По материалам: BPS Digest
Научная статья: Acta Psychologica (Brieber et al., 2015)
Tags: искусство, психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments