
Иллюстрация: Victor Leshyk
Вместе с тем информации о том, как при этом менялась химия Мирового океана, до недавнего времени было крайне мало. Поэтому исследователи из разных стран англоязычного мира объединились, чтобы проанализировать донные отложения Панталассы – гигантского океана, окружавшего Пангею, – которые ныне выходят на поверхность в виде прибрежных скал архипелага Хайда-Гуаи у северо-западного побережья Британской Колумбии (Канада). Различные типы биомаркеров в этих отложениях позволяют оценить обилие разных древних микроорганизмов в триасовых морях. И вот выяснилось, что в течение 600 тысяч лет после триасового вымирания вода у поверхности открытого океана была крайне обеднена кислородом, зато сероводорода было так много, что возникает вопрос: кто нафунял?
Это не секрет: повинны анаэробные зеленые серобактерии, размножившиеся в условиях повышенной концентрации углекислого газа в атмосфере и закисления океана. Отравление океанских вод сероводородом – продуктом жизнедеятельности этих микробов – не могло не повлиять на круговорот питательных веществ и привело к изменениям в цепях питания океанических экосистем, вплоть до полного их разрушения. То же самое произойдет вскоре и с современным Мировым океаном, поскольку темпы выброса CO2 в результате сжигания ископаемого топлива человечеством сопоставимы с теми, которые обеспечивали вулканы в триасе.
Но зато после того, как антропогеновое вымирание уничтожит жизнь в океане и на суше под вонючий аккомпанемент расплодившихся серобактерий, освободятся ниши для других существ, прогрессивных и живучих, и спустя миллионы лет Земля увидит расцвет каких-нибудь гигантских тихоходок, которые непременно будут более разумными, чем люди, и, возможно, более клевыми, чем динозавры.
По материалам: The Conversation, University of Southampton
Научная статья: Geology (Kasprak et al., 2015)