batrachospermum (batrachospermum) wrote,
batrachospermum
batrachospermum

Category:

Маленькие дети не чувствуют времени

Если не считать индейцев из племени амондава, взрослые люди обычно имеют хорошие представления об отрезках времени. Мы прекрасно знаем, что сутки состоят из 24 часов, час – из 60 минут, минута – из 60 секунд, секунда – из 1000 миллисекунд и т. д., и хорошо чувствуем их длительность. Детишки начинают использовать эти понятия в возрасте 2–3 лет, хотя овладевание таким важным инструментом, как часы, приходит не раньше 8–9. Возникает вопрос: понимают ли карапузы, что говорят, когда говорят о «месяцах», «минутах» и «миллисекундах»?



Американские психологи решили выяснить и предложили нескольким детям от 3 до 6 задачки на сравнения, например: «Фермер Бровин прыгал минуту, капитан Блуй прыгал час. Кто прыгал дольше?» Помимо минут и часов в заданиях участвовали секунды, дни, недели, месяцы и годы. Выяснилось, что к 4 годам на большинство вопросов дети отвечали правильно, так что можно утверждать, что с 4 лет у детей уже есть понимание порядка той или иной единицы времени. Чего у них нет – это представления о том, как эти единицы соотносятся друг с другом, и чувства их длительности. Вопросы типа: «Фермер Бровин прыгал три минуты, капитан Блуй – два часа. Кто дольше?» – ставили в тупик даже пятилетних детин.

В другом эксперименте детей от 5 до 7 лет попросили расставить слова, означающие единицы времени, вдоль горизонтальной линии, левый конец которой описывался как «что-то очень короткое, как моргание», а правый – как «что-то очень долгое, как время между пробуждением с утра и засыпанием ночью». Дети до 6 выполняли такое задание не очень хорошо, даже порядок единиц порой путали. Те, кто постарше и более-менее знали определения слов, справлялись лучше.

В общем, результаты похожи на те, что были получены в исследованиях детских представлений о других понятиях, таких как числа и цвета. Детишки понимают, что слова связаны друг с другом, и чувствуют относительную величину в случае чисел и единиц времени, но необходимо использовать их в течение нескольких лет, чтобы осознать их определение и связать собственный опыт с конкретным словом. Ваш грудничок может согласно кивать и смеяться сквозь соску на ваше «я отойду, вернусь через три дня», но едва ли он отдает себе отчет, насколько это долго. Умение оценивать абсолютную величину промежутка времени приходит достаточно поздно с возрастом, подчеркивают авторы исследования.

По материалам: BPS Digest
Научная статья: Cognitive Psychology (Tillman & Barner)
Tags: психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments