
Североамериканская амфисбена Rhineura floridana. Фото: Christopher Anderson
Известно, что животные вроде ящериц и насекомых могут преодолевать большие водные массивы на обломках деревьев и разного рода мусоре. Однако казалось почти невероятным, что достаточное число особей может пережить такое путешествие, чтобы по прибытии основать на новом месте процветающую популяцию. Но похоже, что это единственное объяснение того биологического разнообразия, которое наблюдается у амфисбен: шесть семейств этих «червяков» распространены нынче по пяти континентам – успех на пятерочку!
В своей работе ученые из Великобритании и США описывают новый вид ископаемых примитивных амфисбен Chthonophis subterraneus из Северной Америки – это самая древняя из известных находок этих существ, относится она ко времени сразу после мел-палеогеновой катастрофы. Анализ ДНК ныне живущих представителей группы подтверждает ее североамериканское происхождение. А вот по всему свету амфисбены распространились около 30 млн лет назад. «Дрейф континентов не может объяснить ту картину, которую мы наблюдаем, потому что распад Пангеи случился около 95 млн лет назад», – говорит биолог Ник Лонгрич из Университета Бата (Великобритания), ведущий автор исследования.

Миграции древних амфисбен в палеогене. Иллюстрация: Longrich et al., 2015
Массовое вымирание в действительности даже сыграло на руку амфисбенам, считают авторы. Оно позволило им колонизировать новые регионы и расплодиться в отсутствие конкуренции за пищу с другими животными. Пищи в привычном нам понимании этого слова вообще не было – в условиях блокады солнечного света взвешенными в атмосфере аэрозолями растения просто повымирали. Но амфисбены оказались падальщиками и смогли переждать неблагоприятный период, питаясь мертвечиной и продуктами распада. Учитывая их низкий уровень метаболизма, они к тому же могут несколько недель проводить без пищи, что помогло им и во время трансокеанических миграций в комьях почвы, застрявших в корнях поваленных дерев.
По материалам: University of Bath
Научная статья: Proceedings of the Royal Society B (Longrich et al., 2015)