Восемь четырехлетних мальчиков-правшей выполняли у себя дома задания, пока их снимала бездушная камера, фиксируя все поползновения ребячьих языков. Одни задания требовали большой аккуратности и мануального контроля (игра с микрокуклами, отпирание замка), другие не требовали особо умелых ручек (тест, где нужно стучать по столу кулачком или ладошкой: если взрослый стучит кулаком, то ребенок должен шлепнуть ладошкой, и наоборот), третьи вообще ручек не требовали (запоминание истории).
Все детишки высовывали язык во время этих заданий, что в принципе обычно и для детей постарше. Но чаще всего он вылезал изо рта во время теста «кулак-ладошка», что было неожиданностью для психологов, ожидавших пущей языкастости от заданий, которые требуют тонкой моторики. Впрочем, открытие имеет смысл с точки зрения эволюции речи, полагают авторы исследования. Данный тест требует быстроты ответа, жестикуляции рукой и структурных правил – а это все основополагающие компоненты коммуникационной системы, пишут дамы. Иными словами, торчащий язык – рудимент языка.
Это согласуется и с другим интересным результатом. В большинстве случаев язык ребенка уклонялся вправо, что предположительно говорит о контроле процесса левым полушарием. Ведь именно левая сторона мозга доминирует практически у всех правшей, когда дело касается речи. Таким образом, можно предположить, что жестовая активность сопровождается выпячиванием языка, потому что обе процедуры связаны с коммуникацией. В предыдущих исследованиях было к тому же показано, что зоны мозга, участвующие в речи и контроле рук, сильно перекрываются.
Форрестер и Родригез полагают, что взрослые, за исключением Майли Сайрус, обычно подавляют в себе позывы высунуть язык в силу культурных ограничений. Если бы не нормы поведения, общались бы мы все с торчащим языком, заливая слюной себя и собеседника. Понимаем, хочется этого очень, но – приходится сдерживаться.
По материалам: BPS Digest. Фото: Lexington Academy for Boys
Научная статья: Cognition (Forrester & Rodriguez, 2015)