Сольпуга Galeodes sp. и ее челюсти. Фото: Igor Siwanowicz
Сольпуги, или фаланги, имеют много красочных имен на иностранных языках. Жители Южной Африки зовут их haarskeerders или baardskeerders («срезающие волосы, бороду») – мощные челюсти-хелицеры позволяют фалангам срезать шерсть и перья жертв, и даже ходят поверья, что волосами людей они выстилают свои подземные гнезда. Прокусить кожу и покромсать тонкие птичьи косточки они тоже могут, а при большом упорстве фаланги откусят вам фаланги.
По-английски их называют «пауками-верблюдами», «солнечными пауками», «скорпионами ветра» – обитают они в засушливых регионах на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды, и некоторые могут разгоняться до невероятных для членистоногих скоростей – по некоторым данным, до 16 км/ч, что больше 4 м/с! Не убежишь, несчастная старушка!

Самка (А) и самец (B) сольпуги Galeodes caspius fuscus из Казахстана. А также представители рода Rhagodes из Кении (С) и Индии (D). Фото: Alexander Gromov (A, B), Simon van Noort (C), Sanjay Das (D)
Ни скорпионами, ни пауками, ни верблюдами сольпуги не являются – они составляют отдельный отряд Solifugae (в переводе с латыни – «убегающие от солнца») в классе паукообразных. Науке известно около 1100 видов сольпуг, от крошечных, несколько миллиметров в длину, до крупных, 15-сантиметровых. Они и правда напоминают лохматых пауков, только с бонусной парой ног спереди – это педипальпы, или ногощупальца, они липки на конце и служат для захвата и удержания добычи, лазания по стенам.
Но самая выдающаяся черта сольпуг – могучие двухчастные хелицеры, которые похожи на клешни с зубами и шипами и могут достигать трети длины арахнида. Это самые большие пропорции во всем подтипе хелицеровых, куда помимо паукообразных входят морские пауки и мечехвосты.

Еще сольпуги! Hexisopus sp. из Намибии (Е), Chelypus sp. из ЮАР (F), Metasolpuga picta из Намибии (G) и Zeria sericea из Намибии (H). Фото: Telané Greyling (E), Christian Boix-Hinzen (F), Tharina Bird (G, H)
Вот эти челюсти и стали предметом исследования зоологов из США и Намибии. «Сольпуг чрезвычайно сложно ловить и изучать, они мало живут и быстро двигаются, многие обитают в самых жарких, сухих и опасных местах в мире, и обычно лишь взрослых самцов можно определить до вида с какой-либо уверенностью, – говорит Лоренцо Прендини, один из авторов работы. – Наши ограниченные знания об их невероятных челюстях и нестандартизованная, даже противоречивая терминология всегда мешали классифицировать их. Ведь морфология челюстей сольпуг содержит большую часть необходимой для этого информации – как анатомия черепа у позвоночных».
«В большинстве семейств сольпуг виды определяются преимущественно по челюстям, но обстоятельного изучения этой системы признаков ни разу проведено не было», – поддерживает Тарина Берд, ведущий автор исследования.
Хелицеры с двух ракурсов: самец Zeria carli (A, B), самец Zeria lawrencei (C, D), самка Zeria lawrencei (E, F), самец Zeria venator (G, H). Фото: Tharina Bird
Внимательно рассмотрев представителей 188 видов из всех возможных семейств сольпуг, ученые составили атлас и словарь терминов, описывающих всякие странные черты их ужасающих челюстей. Около 80 терминов было предложено, включая много новых, таких как «ствол жгутика» и «мукронов орган». Последний вообще ни разу не был описан в литературе, хотя эта круглая штучка на верхней челюсти, как оказалось, весьма распространена у сольпуг. Много нового узнали биологи и о разнообразии форм жгутиков, которые присутствуют на хелицерах взрослых самцов и предположительно участвуют в размножении – у одного вида наблюдали, как самец передает самке сперму жгутиком. Но вообще его функцию надо уточнить, что непросто сделать, так как в неволе сольпуги обычно быстро угасают, а наблюдать спаривание в дикой природе крайне сложно.
Еще много секретов таят от нас сольпуги, но зато теперь у специалистов из разных стран есть общая терминология, и они поймут друг друга, когда разнесется по миру весть о том, каким органом порешили вас сольпуги.
По материалам: American Museum of Natural History
Научная статья: Bulletin of the American Museum of Natural History (Bird at al., 2015)