
Iosactis vagabunda делает вагабушеньку, пока Шелдон Купер – бугагашеньку. Фото: Jennifer Durden
Оказалось, что I. vagabunda не просто зарываются в норки, а прокладывают под землей туннели и снова появляются на поверхности совсем в других местах! Как Шелдон Купер в море мячиков! Только значительно медленнее. Одной из актиний понадобилось более 22 часов на то, чтобы закопаться и выкопаться поблизости, через несколько сантиметров. Вагабушенька! В среднем животные, перед тем как вновь появиться на поверхности дна, выжидали под землей 19 дней, а иные – все 47. Это поведение очень необычно, утверждают ученые. Как правило, актинии проводят жизнь на одном месте, даже если и закапываются иногда. То есть ведут себя скорее как цветочки, а не кроты. Видимо, перемещения нужны им для того, чтобы найти на дне наиболее богатые пищей участки.
Чего-чего, а аппетита им не занимать. На другой серии снимков видно, как актиния хватает щупальцами и пожирает многощетинкового червя, который в 15 раз больше по массе, чем она сама! Это тоже довольно удивительно. Да, известны случаи, когда актинии ели большую добычу – например, птенцов. Но то на мелководье, а в бездне такого прежде не наблюдали. Считалось, что большинство глубоководных актиний просто фильтруют из воды взвешенные в них мелкие организмы, помогая себе щупальцами. Но I. vagabunda оказалась отъявленной хищницей: она использует щупальца для того, чтобы брать пригоршни донных отложений и отправлять их в рот.
С одной стороны, актиния осторожничает, скрываясь подолгу под землей от хищников более высокого ранга, с другой – позволяет себе добрую часть дня пировать на поверхности дна, медленно поедая и переваривая крупную дичь. В течение 56 часов после приема в пищу червя прожорливая актиния, по наблюдениям камер, стояла на дне, по струнке выпрямившись. Какая дерзкая особа.
Ну и с учетом того, что I. vagabunda много времени проводит в земле, можно полагать, что прежде ученые сильно недооценивали их численность на абиссальной равнине Дикобраза. Примерно в сто раз. Около половины всех животных здесь – это актинии данного вида, прикидывают специалисты. И если это правда, все наше понимание придонных пищевых цепей нуждается в пересмотре.
По материалам: Discover. Научная статья: Deep Sea Research Part I: Oceanographic Research Papers (Durden et al., 2015)